Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания



    ДИКТАНТЫ №№ 53-58 написаны в 4-м, 5-м, 6-м и 7-м ладах ограниченной транспозиции. Их общей характеристикой является повторение структуры исходной ладовой ячейки на тритон выше (или ниже) по отношению к ее первоначальному высотному уровню. Это обусловливает приоритет тритоновых функциональных связей в этих ладах, важную роль тритоновой интонации, воспроизведение тех или иных мелодических и гармонических структур с тритоновым сдвигом.
    Другая интонационная особенность этих ладов состоит в том, что на каждой ступени их звукорядов можно построить тритоновый интервал и, следовательно, эти лады предполагают возможность параллельного движения в тритон - гармоническими или ломаными мелодическими интервалами.
    Диктант № 53. Все отмеченные признаки характеризуют, в частности, 4-й лад ограниченной транспозиции (его интервальная структура 1131). В начале предлагаемого диктанта эта структура секвентно воспроизводится в тритоновом отношении. В последующем мелодическом развитии немалую роль играют, сколь бы странным это не казалось, обычные тонико-доминантовые и тонико-субдоминантовые функциональные отношения, что достигается опорной ролью в мелодии соответствующих ступеней  ладового звукоряда: 4-й, 5-й, 6-й низкой (по обычному мажоро-минорному счету). Тем самым обеспечиваются необходимые слуховые ориентиры для записи диктанта.

    5-й лад ограниченной транспозиции включает в себя две привычные для слуха ячейки, каждая из которых состоит из уменьшенной квинты и вписанной в нее большой терции. Но интонационные возможности этого весьма немногозвучного лада очень богаты. Опорную роль в этом ладу могут играть различные элементы. Иногда это тритон до - соль-бемоль (фа-диез - до), по отношению к которому консонирующие терции выполняют функцию неустоев. Но более существенны иные связи, возникающие на основе энгармонической трактовки тритонового звука. Он может выполнять функцию неустоя второго порядка к четвертой и пятой ступеням и через них соотноситься с первой ступенью ладового звукоряда (до).

    Пример 5

    Может образовать прямую связь с вводными тонами и вместе с ними стать основой особых кварто-тритоновых интонаций, встречавшихся нам ранее в ряде ладов народной музыки (в частности в индонезийских).

    Пример 6

    Имея квартовые отношения с вводными звуками, тритоновая ступень может сформировать вместе с ними характерную звуковую конструкции из двух кварт, отстоящих на полутон одна от другой.

    Пример 7

    Диктант № 54. В данном диктанте используются как только что указанные мелодические обороты, так и некоторые другие. Вписанные в тритон большие терции достаточно рельефно звучат в последних тактах. Важным ориентиром для слуха является вводный тон, звучащий во многих ключевых моментах диктанта и (в силу прямых связей с четвертой повышенной ступенью) приобретающий устойчивый характер. Его важно не спутать с основным устоем - звуком до.

    Диктант № 55. К отмеченным ранее интонациям 5-го лада в этом диктанте прибавляются мелодические обороты, опирающиеся на более широкие интервалы. Преимущественно квартовым интонациям первого предложения во втором предложении отвечают мелодические обороты с квинтой, секстой, септимой и уменьшенной октавой. Для усвоения этих интонаций необходима их систематическая вокальная и слуховая проработка при подготовке к записи диктанта.

    ДИКТАНТЫ №№ 56 - 57 написаны в различных вариантах 6-го лада  ограниченной транспозиции. Их звукоряды имеют сходную структуру, но в качестве опорных тонов в каждом случае избраны разные звуки.
    Диктант № 56. Его звукорядная основа - 1221 1221. По сравнению с основным вариантом лада, предложенным О. Мессианом, устой смещен на полутон вниз. Если у Мессиана к двум ионийским тетрахордам в малосекундовом соотношении недостающая до октавы малая секунда берется вверху, то в нашем случае она добавляется снизу. Но основные характеристики лада, вытекающие из полутонового сопряжения ионийских тетрахордов, при этом не изменяются. Существенной задачей, возникающей при освоении данного лада и записи диктанта, является преодоление традиционных диатонических представлений. Например, звук до в первом такте желательно слышать не как 4-ю повышенную, а как 5-ю низкую ступень, элемент тетрахорда, построенного на второй низкой ступени лада. Иначе говоря, нужно всячески стараться услышать два тетрахорда, составляющие звукоряд лада, и их полутоновое сопряжение.

    Диктант № 57. Этот диктант интонационно гораздо более изощренный, нежели предыдущий, но основная задача, возникающая при его написании, принципиально та же - выделить слухом полутоново сопрягаемые тетрахорды. Специфичной для диктанта является знакомая нам по более ранним примерам интонация из двух кварт, которой открывается диктант.

    Диктант № 58 написан в 7-м ладу ограниченной транспозиции, полный звукоряд которого дан в первых двух тактах. Тритоновые смещения мелодических попевок наблюдаются здесь на только в начале диктанта, но и в дальнейшем его развитии (тт. 3 - 4). Что касается тт. 5 - 8, то они опираются на эллиптические связи малых мажорных и малых с уменьшенными квинтами септаккордов, которые, вероятно, и послужили основой для формирования ладового звукоряда.

    Диктант № 59. Еще один диктант в 7-ом ладу ограниченной транспозиции. Уже в первом такте проявляются его характерные черты: противопоставляются мотивы на основе целотонового и полутон-тонового звукорядов, на опорном звуке соль надстраивается ля-мажорное трезвучие, в чем отражается полигармоничность исходного для данного лада звукового комплекса (аналог этому - последование ре-бемоль мажорного и ми-бемоль мажорного трезвучий в 5-ом такте). Существенны для ладового развития малотерцовое и тритоновое сопоставления (си-бемоль мажорное и ре-бемоль мажорное трезвучия по отношению к внутренней тональной опоре - звуку соль), что роднит звуковую структуру данного диктанта со 2-ым ладом ограниченной транспозиции). В секундовых сопряжениях второй половины диктанта следует обратить внимание на амбивалентность звуков секундовых интонаций: они не выявляют однозначно опорных тонов, как бы балансируют на грани устойчивости и неустойчивости. Для слуховой ориентировки следует, во-первых, внимательно следить за расходящимися линиями скрытого двухголосия и, во-вторых, выявить обращение малого мажорного септаккорда с основным тоном соль, регулирующее интонирование в заключительной части диктанта.


Комплекс симметричных ладов

    В заключение раздела, посвященного слуховому усвоению модальных систем, мы даем несколько примеров, иллюстрирующих возможность совмещения различных модальных образований в рамках одной мелодии. Равно как при совмещении народных ладов (см. диктанты №№ 29 - 37) мы вновь должны подчеркнуть два положения.
    Первое: при написании этих диктантов возникает дополнительная трудность, связанная с идентификацией различных ладов, с происходящей в процессе развития мелодии перестройкой внимания на новые звуковые отношения.
    Второе: при распознании ладовых систем следует опираться не только на чисто конструктивное музыкальное чувство, но и на эмоциональный тонус, связанный с каждым ладом. Это может совершаться (и совершается) неосознанно. Но для успеха дела небесполезно обратить внимание учащихся на эту сторону музыкального слышания и на возможность ее использования для достижения учебных целей.

    Диктант № 60. Построен на чередовании оборотов в первом (целотоновом) и шестом ладах ограниченной транспозиции. Их объединяют тритоновые интонации. Перестройка с бесполутоновых оборотов на диатонические тетрахорды достаточно рельефна для слуха. Но при этом возникает опасность потери высотных ориентиров и ошибок в точном определении звуков (что усугубляется применением разных ладовых транспозиций). Единственный рецепт в данном случае - предельное внимание.

    Диктант № 61. Ладовая ткань диктанта сплетена из трех звукорядов: 211 (в разных транспозициях, тт. 1-4, 8-12), целотонового (тт. 4-6), полутон-тонового (тт. 6-8). Интересно, что заключительные интонации в гармоническом миноре также укладываются в звукоряд 211. Синкопированный ритм не должен составить трудности при записи, поскольку он инерционно воспроизводится на протяжении всего диктанта.

    Диктант № 62 близок диктанту № 60, но целотоновый звукоряд чередуется здесь со звукорядом тон-полутон (в разных вариантах). Иначе говоря, расширенные по сравнению с диатоникой интонации совмещаются с противоположными им уменьшенными интонациями. Существенную трудность для записи составит третья фраза (тт. 9-12), построенная на широких скачках в тон-полутоновом звукоряде. Написанию этого фрагмента может помочь осознание двух моментов: скрытого многоголосия и секвентного соотношения двутактов (интервальные несовпадения звеньев возникают из-за особой структуры тон-полутонового звукоряда - это желательно отметить до записи диктанта). В любом случае следует обратить внимание на интервалы уменьшенной октавы, рельефно подчеркнув их гармонической поддержкой фрагмента (малый мажорный септаккорд на звуке ля).

    Диктант № 63. В диктанте сочетаются фрагменты в первом и третьем ладах. Регулирующая роль звуков до первой и второй октав сочетается здесь с ориентировкой на ряд других тонов: тритоновый звук соль-бемоль (фа-диез), увеличенное трезвучие до - ми - ля-бемоль (на него опираются секвентные построения 3-4 тт.). Внимание учащихся следует обратить на то, что казалось бы нейтральные в ладовом отношении обороты 5-8 тт. также целиком укладываются в звукоряды, сопоставляемые в данном диктанте.

    Диктант № 64. В диктанте сочетаются три лада ограниченной транспозиции - второй, первый и четвертый. Тон-полутоновые и целотоновые структуры легко распознаются на слух. Столь же привычной должна быть на данном этапе последовательность из двух полутоново сопряженных кварт, изложенная в таком виде, который возможен лишь в четвертом ладу.

    ДИКТАНТЫ №№ 65 - 66. В этих диктантах фрагменты в ладах ограниченной транспозиции чередуются с эпизодами в народных диатонических ладах. В диктанте № 66 известную трудность представит начало (скачки на большие септимы и уменьшенные октавы), а также переход (не очень заметный) в третий лад (4-й такт).



 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                         №№ 1-16
                         №№ 17-28
                         №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                         №№ 38-52
                         №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                         №№ 67-84
                         №№ 85-112
                         №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                         №№ 145-152
                         №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz