Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
ДИКТАНТЫ №№ 53-58 написаны в 4-м, 5-м, 6-м и 7-м
ладах ограниченной транспозиции. Их общей характеристикой является повторение
структуры исходной ладовой ячейки на тритон выше (или ниже) по отношению
к ее первоначальному высотному уровню. Это обусловливает приоритет тритоновых
функциональных связей в этих ладах, важную роль тритоновой интонации, воспроизведение
тех или иных мелодических и гармонических структур с тритоновым сдвигом.
Другая интонационная особенность этих ладов состоит
в том, что на каждой ступени их звукорядов можно построить тритоновый интервал
и, следовательно, эти лады предполагают возможность параллельного движения
в тритон - гармоническими или ломаными мелодическими интервалами.
Диктант № 53. Все отмеченные признаки характеризуют,
в частности, 4-й лад ограниченной транспозиции (его интервальная
структура 1131). В начале предлагаемого диктанта эта структура секвентно
воспроизводится в тритоновом отношении. В последующем мелодическом развитии
немалую роль играют, сколь бы странным это не казалось, обычные тонико-доминантовые
и тонико-субдоминантовые функциональные отношения, что достигается опорной
ролью в мелодии соответствующих ступеней ладового звукоряда: 4-й,
5-й, 6-й низкой (по обычному мажоро-минорному счету). Тем самым обеспечиваются
необходимые слуховые ориентиры для записи диктанта.
5-й лад ограниченной транспозиции включает в себя две привычные для слуха ячейки, каждая из которых состоит из уменьшенной квинты и вписанной в нее большой терции. Но интонационные возможности этого весьма немногозвучного лада очень богаты. Опорную роль в этом ладу могут играть различные элементы. Иногда это тритон до - соль-бемоль (фа-диез - до), по отношению к которому консонирующие терции выполняют функцию неустоев. Но более существенны иные связи, возникающие на основе энгармонической трактовки тритонового звука. Он может выполнять функцию неустоя второго порядка к четвертой и пятой ступеням и через них соотноситься с первой ступенью ладового звукоряда (до).
Пример 5
Может образовать прямую связь с вводными тонами и вместе с ними стать основой особых кварто-тритоновых интонаций, встречавшихся нам ранее в ряде ладов народной музыки (в частности в индонезийских).
Пример 6
Имея квартовые отношения с вводными звуками, тритоновая ступень может сформировать вместе с ними характерную звуковую конструкции из двух кварт, отстоящих на полутон одна от другой.
Пример 7
Диктант № 54. В данном диктанте используются как только что указанные мелодические обороты, так и некоторые другие. Вписанные в тритон большие терции достаточно рельефно звучат в последних тактах. Важным ориентиром для слуха является вводный тон, звучащий во многих ключевых моментах диктанта и (в силу прямых связей с четвертой повышенной ступенью) приобретающий устойчивый характер. Его важно не спутать с основным устоем - звуком до.
Диктант № 55. К отмеченным ранее интонациям 5-го лада в этом диктанте прибавляются мелодические обороты, опирающиеся на более широкие интервалы. Преимущественно квартовым интонациям первого предложения во втором предложении отвечают мелодические обороты с квинтой, секстой, септимой и уменьшенной октавой. Для усвоения этих интонаций необходима их систематическая вокальная и слуховая проработка при подготовке к записи диктанта.
ДИКТАНТЫ №№ 56 - 57 написаны в различных вариантах
6-го
лада ограниченной транспозиции. Их звукоряды имеют сходную структуру,
но в качестве опорных тонов в каждом случае избраны разные звуки.
Диктант № 56. Его звукорядная основа - 1221 1221.
По сравнению с основным вариантом лада, предложенным О. Мессианом, устой
смещен на полутон вниз. Если у Мессиана к двум ионийским тетрахордам в
малосекундовом соотношении недостающая до октавы малая секунда берется
вверху, то в нашем случае она добавляется снизу. Но основные характеристики
лада, вытекающие из полутонового сопряжения ионийских тетрахордов, при
этом не изменяются. Существенной задачей, возникающей при освоении данного
лада и записи диктанта, является преодоление традиционных диатонических
представлений. Например, звук до в первом такте желательно слышать
не как 4-ю повышенную, а как 5-ю низкую ступень, элемент тетрахорда, построенного
на второй низкой ступени лада. Иначе говоря, нужно всячески стараться услышать
два тетрахорда, составляющие звукоряд лада, и их полутоновое сопряжение.
Диктант № 57. Этот диктант интонационно гораздо более изощренный, нежели предыдущий, но основная задача, возникающая при его написании, принципиально та же - выделить слухом полутоново сопрягаемые тетрахорды. Специфичной для диктанта является знакомая нам по более ранним примерам интонация из двух кварт, которой открывается диктант.
Диктант № 58 написан в 7-м ладу ограниченной транспозиции, полный звукоряд которого дан в первых двух тактах. Тритоновые смещения мелодических попевок наблюдаются здесь на только в начале диктанта, но и в дальнейшем его развитии (тт. 3 - 4). Что касается тт. 5 - 8, то они опираются на эллиптические связи малых мажорных и малых с уменьшенными квинтами септаккордов, которые, вероятно, и послужили основой для формирования ладового звукоряда.
Диктант № 59. Еще один диктант в 7-ом ладу ограниченной транспозиции. Уже в первом такте проявляются его характерные черты: противопоставляются мотивы на основе целотонового и полутон-тонового звукорядов, на опорном звуке соль надстраивается ля-мажорное трезвучие, в чем отражается полигармоничность исходного для данного лада звукового комплекса (аналог этому - последование ре-бемоль мажорного и ми-бемоль мажорного трезвучий в 5-ом такте). Существенны для ладового развития малотерцовое и тритоновое сопоставления (си-бемоль мажорное и ре-бемоль мажорное трезвучия по отношению к внутренней тональной опоре - звуку соль), что роднит звуковую структуру данного диктанта со 2-ым ладом ограниченной транспозиции). В секундовых сопряжениях второй половины диктанта следует обратить внимание на амбивалентность звуков секундовых интонаций: они не выявляют однозначно опорных тонов, как бы балансируют на грани устойчивости и неустойчивости. Для слуховой ориентировки следует, во-первых, внимательно следить за расходящимися линиями скрытого двухголосия и, во-вторых, выявить обращение малого мажорного септаккорда с основным тоном соль, регулирующее интонирование в заключительной части диктанта.
Диктант № 60. Построен на чередовании оборотов в первом (целотоновом) и шестом ладах ограниченной транспозиции. Их объединяют тритоновые интонации. Перестройка с бесполутоновых оборотов на диатонические тетрахорды достаточно рельефна для слуха. Но при этом возникает опасность потери высотных ориентиров и ошибок в точном определении звуков (что усугубляется применением разных ладовых транспозиций). Единственный рецепт в данном случае - предельное внимание.
Диктант № 61. Ладовая ткань диктанта сплетена из трех звукорядов: 211 (в разных транспозициях, тт. 1-4, 8-12), целотонового (тт. 4-6), полутон-тонового (тт. 6-8). Интересно, что заключительные интонации в гармоническом миноре также укладываются в звукоряд 211. Синкопированный ритм не должен составить трудности при записи, поскольку он инерционно воспроизводится на протяжении всего диктанта.
Диктант № 62 близок диктанту № 60, но целотоновый звукоряд чередуется здесь со звукорядом тон-полутон (в разных вариантах). Иначе говоря, расширенные по сравнению с диатоникой интонации совмещаются с противоположными им уменьшенными интонациями. Существенную трудность для записи составит третья фраза (тт. 9-12), построенная на широких скачках в тон-полутоновом звукоряде. Написанию этого фрагмента может помочь осознание двух моментов: скрытого многоголосия и секвентного соотношения двутактов (интервальные несовпадения звеньев возникают из-за особой структуры тон-полутонового звукоряда - это желательно отметить до записи диктанта). В любом случае следует обратить внимание на интервалы уменьшенной октавы, рельефно подчеркнув их гармонической поддержкой фрагмента (малый мажорный септаккорд на звуке ля).
Диктант № 63. В диктанте сочетаются фрагменты в первом и третьем ладах. Регулирующая роль звуков до первой и второй октав сочетается здесь с ориентировкой на ряд других тонов: тритоновый звук соль-бемоль (фа-диез), увеличенное трезвучие до - ми - ля-бемоль (на него опираются секвентные построения 3-4 тт.). Внимание учащихся следует обратить на то, что казалось бы нейтральные в ладовом отношении обороты 5-8 тт. также целиком укладываются в звукоряды, сопоставляемые в данном диктанте.
Диктант № 64. В диктанте сочетаются три лада ограниченной транспозиции - второй, первый и четвертый. Тон-полутоновые и целотоновые структуры легко распознаются на слух. Столь же привычной должна быть на данном этапе последовательность из двух полутоново сопряженных кварт, изложенная в таком виде, который возможен лишь в четвертом ладу.
ДИКТАНТЫ №№ 65 - 66. В этих диктантах фрагменты в ладах ограниченной транспозиции чередуются с эпизодами в народных диатонических ладах. В диктанте № 66 известную трудность представит начало (скачки на большие септимы и уменьшенные октавы), а также переход (не очень заметный) в третий лад (4-й такт).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Последнее обновление 8.06.04