Пример 11.
Диктант № 145 включает в себя лишь небольшую тонально неопределенную зону (тт. 6-7). Тональная неопределенность достигается здесь столкновением чистой и увеличенной кварт, включением интервала большой септимы, которая в такой ситуации может восприниматься как уменьшенная октава (типичный для атонального письма перечащий интервал). В известной мере поддерживает эффект тональной неопределенности и уменьшенный септаккорд, особенно в связи с регистровыми разрывами между его звуками. Другая сторона диктанта, которая может вызвать затруднения при его записи, - ритмическая. Здесь мы используем фигуры, характерные для современных эстрадных жанров. Уверенная запись такого рода ритмических структур требует их предварительного усвоения. В частности, рекомендуется проработать ритм первого такта в сопоставлении с близкими ему по структуре, но стилистически иными ритмами.
Пример 12
Диктант № 146 во многом близок предыдущему. Их объединяет тип ритмической организации (синкопы, жанровая характерность) и включение тонально неопределенных эпизодов в развитие мелодии. Последнее качество реализуется в диктанте в разных формах. Сначала происходит резкое отклонение в далекую тритоновую тональность, затем включаются интонации на широких интервалах с перечащими и взаимоотрицающими тонами, а в конце диктанта преобладает тонально индифферентное движение по хроматической гамме, лишь слегка "режиссируемое" опорными тонами доминанты и тоники на сильных долях 13-го и 15-го тактов.
Диктант № 147. Это первый собственно атональный диктант. Для его записи необходимо четкое слышание интервалов тритона, большой септимы и малой ноны безотносительно к каким-либо ладовым представлениям. Скачки на широкие интервалы следует понимать как модификацию движения по хроматической гамме.
Диктант № 148. Тональная индифферентность хроматической гаммы - основное средство создания атонального эффекта в этом диктанте. Рядом с ней применяются другие приемы: поступенное целотоновое движение, обороты с уменьшенной октавой и перечения. Достаточно четкое различение всех этих элементов может быть достигнуто предварительной интонационной настройкой на такого рода элементы. Ориентиром для слуха могут служить дистантные связи между звуками, приходящимися на сильные доли (такт 6 и далее).
Диктант № 149. В данном диктанте используются иные средства создания атонального эффекта. Квартовые и трихордовые интонации, ясное осознание которых является необходимым для записи диктанта, перемежаются оборотами в объеме малой ноны или увеличенной октавы (тт. 1-3), тритоновым сопоставлением консонирующих трезвучий (т. 5-6), однородным рядом кварт (тт. 8-9). Следует обратить внимание на группировку, подчеркивающую определенные интонационные элементы (они могут быть выделены связным исполнением).
Диктант № 150. Атональный эффект создается в данном примере рядом приемов, среди которых: а) перечение, б) движение по звукам уменьшенного септаккорда, не обнаруживающего какой-либо функциональной определенности, в) широкими диссонирующими интервалами, разрывающими естественные интонационные связи тонов (тт. 3, 6, 8, 12-13). Особую роль играют форшлаги, звуки которых не успевают оставить ясного впечатления, но (диссонируя с соседними тонами) служат хорошим средством, порождающим тональную неопределенность. Характерные мелодические обороты диктанта требуют предварительной слуховой аналитической проработки.
Диктант № 151. Атональные тенденции проявляются в данном диктанте особым способом - путем сжатия в одноголосную мелодическую ткань политонально соотносимых элементов скрытого двухголосия. Диктант построен на хроматических сопоставлениях ладовых ячеек, принадлежащих неродственным тональностям, например, До мажор - ре-диез минор - Соль мажор (тт. 2-3). В конце третьего - начале пятого тактов совмещается движение по ступеням До мажора (верхний пласт) с бемольными тонами нижнего регистра, как бы сопровождающего основные мелодические интонации. Сложность диктанта усугубляется регистровым разбросом звуков, что требует от учащихся внимания к скачкам на широкие интервалы, а также прослеживания связей на расстоянии между звуками одного регистра.
Диктант № 152 построен на совмещении интонаций уменьшенного и увеличенного ладов. Первый представлен оборотами с уменьшенными октавами, второй - увеличенными трезвучиями и целотоновыми построениями. Во втором такте имеет место сцепление перечащих друг другу увеличенных трезвучий (ср. с перечением больших терций в диктанте № 104 и др.). Следует обратить внимание учащихся на то, что ряд фрагментов диктанта представляет собой мелодическое изложение мажоро-минорных созвучий или сходных с ними интонаций с уменьшенной октавой (тт. 1, 3, 4, 5, 7, 8). Все указанные приемы создают общее атональное впечатление. Весьма важную роль при записи диктанта может сыграть слышание скрытых в одноголосии полимелодических связей. Для определения метрической структуры нужно ориентироваться на тематические контрасты: каждое очередное построение оформляется, как правило, отдельным тактом. Выбор темпа исполнения зависит от степени подготовленности учащихся.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Последнее обновление 8.06.04