Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания


Раздел четвертый

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЛАДОТОНАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. АТОНАЛЬНОСТЬ. СЕРИЙНОСТЬ

    Основное место среди диктантов последнего раздела занимают диктанты атонального характера. Поэтому мы высказываем здесь несколько соображений, касающихся природы атональной организации и способов ее слухового освоения.
    Атональные эффекты в музыке возникают в тех случаях, когда интонационное содержание музыки не дает достаточных оснований для выделения какого-либо звука в качестве опорного, хотя бы временно устойчивого тона. Это возможно при особых интервальных структурах. Интервалы не равноценны с указанной точки зрения. Квинты и кварты, терции и сексты имеют, как известно, вполне определенную тональную ориентацию. Несколько меньшую, но все же достаточную тонально организующую силу имеют секунды, поскольку при последовании соседних ступеней одна из них (в основном по причинам метроритмического порядка) может получить преобладающее значение и вследствие этого приобрести статус устоя (хотя бы местного). Иначе обстоит дело с септимами, особенно большой. Регистровый разрыв тонов, относительно малая сопряженность звуков, составляющих этот интервал, приводит к их изолированности, как бы самостоятельности, что оказывается фактором создания (в соответствующем контексте) атональных эффектов. Особое положение занимает тритон. Этот интервал сам по себе достаточно индифферентен к тональной организации и в силу своей диссонантности, чуждости составляющих его тонов не может служить фактором выявления устоя. Но утвердившиеся в музыкальном общественном сознании тональные представления делают тритон самым типичным неустоем, который требует разрешения, а тем самым - выявления устоя. Тем не менее в определенных ситуациях тритон может стать весомым фактором тональной неопределенности.
    Из сказанного вытекает, что сами по себе отдельные интервалы еще не способны дать тональных или атональных эффектов и требуются какие-то особые условия для возникновения атональных отношений. Наиболее существенным интонационным приемом, способным создать впечатление атональности, нейтрализовать тональную силу отдельных интервалов, является перечение. Именно при помощи перечения можно столкнуть между собой факторы, ведущие к тональной определенности интонирования. Так, например, столкновение тонально определенной квинты c - g со столь же определенной квинтой fis - cis является потенциальным средством атонального письма. Звук c, "сильный" тон в квинтовом интервале, подвергается испытанию перечащим с ним звуком cis, a также звуком fis, отстояшим от него на тритон*. В свою очередь, звуки другой квинты также отрицаются как потенциальные опоры звуками до и соль. Таким образом, перечение нейтрализует и отрицает тонально-определяющую силу даже столь совершенного консонанса как квинта. Аналогичным способом может быть поставлена под сомнение тонально ориентирующая сила терций и секст. Противовесом их тональной определенности служит другая терция или секста.

    Пример 11.

 * В некоторых пособиях по атональной музыке тритон рассматривается как перечащий тон, вводится даже понятие "тритонового перечения" (см. J. Falk. Nechnique de la Musique atonale. - Paris: A. Leduc, 1959).
    Есть и другие средства, способные "дезориентировать" наше восприятие и тем самым создать атональные эффекты. Это ряды некоторых однородных интервалов (например, кварт, как бы отрицающих одна другую, полутонов), регистровый разрыв звуков, особенно если они находятся друг с другом в диссонантных отношениях и др. Из сказанного видно, что атональное письмо требует особой техники, постоянного внимания к нейтрализации тенденций к устойчивости.
    Способы слухового освоения атональных звуковых отношений в принципиальном плане были рассмотрены нами во Введении. Здесь мы ограничимся лишь краткими комментариями к отдельным диктантам или их группам.

    Диктант № 145 включает в себя лишь небольшую тонально неопределенную зону (тт. 6-7). Тональная неопределенность достигается здесь столкновением чистой и увеличенной кварт, включением интервала большой септимы, которая в такой ситуации может восприниматься как уменьшенная октава (типичный для атонального письма перечащий интервал). В известной мере поддерживает эффект тональной неопределенности и уменьшенный септаккорд, особенно в связи с регистровыми разрывами между его звуками. Другая сторона диктанта, которая может вызвать затруднения при его записи, - ритмическая. Здесь мы используем фигуры, характерные для современных эстрадных жанров. Уверенная запись такого рода ритмических структур требует их предварительного усвоения. В частности, рекомендуется проработать ритм первого такта в сопоставлении с близкими ему по структуре, но стилистически иными ритмами.

    Пример 12

    Диктант № 146 во многом близок предыдущему. Их объединяет тип ритмической организации (синкопы, жанровая характерность) и включение тонально неопределенных эпизодов в развитие мелодии. Последнее качество реализуется в диктанте в разных формах. Сначала происходит резкое отклонение в далекую тритоновую тональность, затем включаются интонации на широких интервалах с перечащими и взаимоотрицающими тонами, а в конце диктанта преобладает тонально индифферентное движение по хроматической гамме, лишь слегка "режиссируемое" опорными тонами доминанты и тоники на сильных долях 13-го и 15-го тактов.

    Диктант № 147. Это первый собственно атональный диктант. Для его записи необходимо четкое слышание интервалов тритона, большой септимы и малой ноны безотносительно к каким-либо ладовым представлениям. Скачки на широкие интервалы следует понимать как модификацию движения по хроматической гамме.

    Диктант № 148. Тональная индифферентность хроматической гаммы - основное средство создания атонального эффекта в этом диктанте. Рядом с ней применяются другие приемы: поступенное целотоновое движение, обороты с уменьшенной октавой и перечения. Достаточно четкое различение всех этих элементов может быть достигнуто предварительной интонационной настройкой на такого рода элементы. Ориентиром для слуха могут служить дистантные связи между звуками, приходящимися на сильные доли (такт 6 и далее).

    Диктант № 149. В данном диктанте используются иные средства создания атонального эффекта. Квартовые и трихордовые интонации, ясное осознание которых является необходимым для записи диктанта, перемежаются оборотами в объеме малой ноны или увеличенной октавы (тт. 1-3), тритоновым сопоставлением консонирующих трезвучий (т. 5-6), однородным рядом кварт (тт. 8-9). Следует обратить внимание на группировку, подчеркивающую определенные интонационные элементы (они могут быть выделены связным исполнением).

    Диктант № 150. Атональный эффект создается в данном примере рядом приемов, среди которых: а) перечение, б) движение по звукам уменьшенного септаккорда, не обнаруживающего какой-либо функциональной определенности, в) широкими диссонирующими интервалами, разрывающими естественные интонационные связи тонов (тт. 3, 6, 8, 12-13). Особую роль играют форшлаги, звуки которых не успевают оставить ясного впечатления, но (диссонируя с соседними тонами) служат хорошим средством, порождающим тональную неопределенность. Характерные мелодические обороты диктанта требуют предварительной слуховой аналитической проработки.

    Диктант № 151. Атональные тенденции проявляются в данном диктанте особым способом - путем сжатия в одноголосную мелодическую ткань политонально соотносимых элементов скрытого двухголосия. Диктант построен на хроматических сопоставлениях ладовых ячеек, принадлежащих неродственным тональностям, например, До мажор - ре-диез минор - Соль мажор (тт. 2-3). В конце третьего - начале пятого тактов совмещается движение по ступеням До мажора (верхний пласт) с бемольными тонами нижнего регистра, как бы сопровождающего основные мелодические интонации. Сложность диктанта усугубляется регистровым разбросом звуков, что требует от учащихся внимания к скачкам на широкие интервалы, а также прослеживания связей на расстоянии между звуками одного регистра.

    Диктант № 152 построен на совмещении интонаций уменьшенного и увеличенного ладов. Первый представлен оборотами с уменьшенными октавами, второй - увеличенными трезвучиями и целотоновыми построениями. Во втором такте имеет место сцепление перечащих друг другу увеличенных трезвучий (ср. с перечением больших терций в диктанте № 104 и др.). Следует обратить внимание учащихся на то, что ряд фрагментов диктанта представляет собой мелодическое изложение мажоро-минорных созвучий или сходных с ними интонаций с уменьшенной октавой (тт. 1, 3, 4, 5, 7, 8). Все указанные приемы создают общее атональное впечатление. Весьма важную роль при записи диктанта может сыграть слышание скрытых в одноголосии полимелодических связей. Для определения метрической структуры нужно ориентироваться на тематические контрасты: каждое очередное построение оформляется, как правило, отдельным тактом. Выбор темпа исполнения зависит от степени подготовленности учащихся.


 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                          №№ 1-16
                          №№ 17-28
                          №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                          №№ 38-52
                          №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                          №№ 67-84
                          №№ 85-112
                          №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                          №№ 145-152
                          №№ 153-164
Приложения
 
 


 
 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 

Последнее обновление 8.06.04





Hosted by uCoz